НА ПУТИ К УСПЕШНОЙ ИНТЕГРАЦИИ БЕЖЕНЦЕВ ИЗ ГРУЗИИ В РОССИЮ


“Я счастлива, наконец, жить со своей семьей под крышей собственного дома…” - говорит Тадтаева Галина, беженка из Грузии, получившая дом, построенный по совместному проекту УВКБ ООН и Правительства Северной Осетии. На ее долю, равно как и на долю многих тысяч людей, выпала непростая судьба, судьба пережить изгнание с родной земли, потерять родных людей и 10-летние скитания и лишения на новом месте.

С 1991 г. и по сегодняшний день Республика Северная Осетия–Алания остается прибежищем для наибольшего в Российской Федерации количества беженцев, в основном этнических осетин, в результате конфликта в Грузии в 1991-92 гг., чем какая-либо другая республика.

По данным УВКБ ООН, в годы конфликта в Грузии более 55 тысяч человек покинуло Грузию, однако, согласно данным правительства Республики Северная Осетия-Алания, на территорию России прибыло около 100 000 беженцев. Ввиду отсутствия в тот период миграционных служб и общей, во многом хаотичной обстановки после распада СССР, достаточно большая часть прибывших на тот момент и позднее осталась неучтенной даже после 1993 г.
В 1993 году, после принятия Закона РФ «О беженцах» и образования Федеральной миграционной службы и ее отделений а регионах, около 45 000 лиц были признаны беженцами, а около 10 000 человек, в основном выходцы из Южной Осетии, не получили статус беженца. Прибыв в Северную Осетию, большая часть беженцев нашла приют у родственников, друзей, в арендованном жилье, однако большое количество, за неимением никакой другой возможности, занимали пустующие на тот момент здания общежитий, бывшие пионерские лагеря, базы отдыха.

В 1997 г. после проведения социологического опроса и анализа ситуации в республике, УВКБ ООН начало осуществлять программу добровольной репатриации в Грузию. Однако организованно вернулось лишь 508 семей/1 704 человека в места прежнего проживания и получили помощь в восстановлении жилья. Достаточно большое количество беженцев вернулось спонтанно.

В настоящее время стало ясно, что большая часть беженцев не связывает свое будущее с возвращением в места прежнего проживания в Грузии и Южной Осетии, поэтому УВКБ ООН стало развивать программы интеграции беженцев в Северной Осетии. Основной упор был сделан на оказание юридической помощи беженцам в процессе поиска ими долгосрочного решения проблемы. Для желающих обосноваться в Северной Осетии, наиболее актуальной проблемой являлось определение правового статуса и получение необходимых документов через приобретение российского гражданства. С помощью тесного сотрудничества с паспортно-визовой службой и благодаря постоянной работе правового сектора УВКБ ООН и Детского Фонда по данному направлению, был достигнут значительный прогресс в оказании помощи беженцам и тем лицам, которые не имели никакого статуса, в приобретении гражданства РФ.

На сегодняшний день 240 человек из Грузии на территории Республики Северная Осетия-Алания до сих пор имеют статус беженца, официально предоставленный Управлением по Делам Миграции МВД РСО-А.
Несмотря на то, что большинство беженцев из Грузии приобрело гражданство Российской Федерации, многие сталкиваются со множеством проблем в процессе интеграции. Так, по данным Детского Фонда РСО-А, являющегося партнером УВКБ ООН в Северной Осетии по выполнению программ, около 4 000 беженцев и экс-беженцев все еще проживают в 54 местах компактного проживания. Условия проживания в некоторых МКП неудовлетворительны, т.к. не имеют элементарных удобств.

В 1999 г. правительством РСО-А был разработан план по успешной и постепенной интеграции беженцев на территории Северной Осетии. УВКБ ООН поддержало этот план и в 2000 г. приступило к реализации пилотного проекта по строительству 24 домов в поселке Восход-2. Проект преследовал двойную цель: обеспечить жильем наиболее нуждающиеся семьи и приобрести постоянную регистрацию, что давало им право на получение гражданства.
В тесном сотрудничестве с правительством РСО-А УВКБ ООН продолжило программу по интеграции беженцев, и с 2000 г. было построено 200 домов при финансовом участии УВКБ ООН в размере более 31 миллиона рублей. И одинаково важным было то, что одновременно успешно продолжалась работа по предоставлению беженцам гражданства. Также, совместно с правительством республики осуществлялись и другие программы по строительству водопровода и линии электропередач в селении Сунжа, а также были выделены строительные материалы наиболее нуждающимся семьям.

Основным партнером УВКБ ООН вот уже на протяжении многих лет является Детский фонд РСО-А. На базе Детского фонда работает Консультационный центр для беженцев, где бесплатно предоставляется квалифицированная юридическая помощь, а также, в случае необходимости, проводятся консультации по социальным и медицинским вопросам. Группа социальных мониторов и врач, все сами из числа беженцев, работают практически во всех районах республики, посещая беженцев и бывших беженцев, зачастую являясь основным источником информации для беженцев, проживающих в отдаленных районах. Мониторы Детского Фонда активно работают в республике, что дает возможность иметь обновленную информацию о первоочередных потребностях социально незащищенных семей и оказывать им персональную помощь. УВКБ ООН совместно с Детским Фондом осуществляют проекты быстрой самоотдачи, способствующие интеграции, в Кировском и Правобережном районах республики, участниками проекта являются беженцы и местное население.

Вот некоторые из них: небольшая швейная мастерская для беженцев, оснащение спортивного зала и клуба в поселке, предоставление материала для теплицы. При планировании и оказании помощи УВКБ ООН уделяет особое внимание женщинам, подросткам, детям и пожилым одиноким людям.

Еще один партнер УВКБ ООН - Центр психолого-педагогической помощи детям «Доверие» успешно реализует проект по психологической реабилитации детей-беженцев. Работа с детьми проводится в 5 школах Владикавказа и в одном детском саду, где обучается наибольшее количество детей из числа беженцев. Также психологи выезжают в школы поселков Комсомольское и Цалык, где проводят занятия с беженцами и местными детьми на базе школ. Около 800 детей получили помощь в рамках проекта по оказанию психологической поддержки. Значительным и важным развитием программы по интеграции стало партнерство УВКБ ООН с Программой развития ООН, Швейцарской корпорацией развития и Датским Советом по беженцам. Это сотрудничество направлено на подготовительные мероприятия для начала интеграционной программы в определенных районах республики в сотрудничестве с правительством.

Мадина Чеджемова, сотрудник юридического отдела УВКБ ООН в РФ.